Вопрос-ответ

Какими нормативными правовыми актами регламентируется деятельность по предоставлению стационарного социального обслуживания?
– Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
– Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
– Закон Новосибирской области от 18.12.2014 № 499-ОЗ «Об отдельных вопросах организации социального обслуживания граждан в Новосибирской области»;
– приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 № 1288 «Об утверждении Порядков предоставления социальных услуг» (в редакции приказа министерства социального развития Новосибирской области от 31.12.2014 № 1525 «О внесении изменений в приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 № 1288»);
– приказ министерства социального развития Новосибирской области № 1446 от 23.12.2014 «Об утверждении Стандартов социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг»;
– тарифы на социальные услуги определены приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2014 № 502-ТС «Об установлении предельных максимальных тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг на территории Новосибирской области».

Какие права имеют получатели социальных услуг при предоставлении стационарного социального обслуживания?
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» получатели социальных услуг имеют право на:
1) уважительное и гуманное отношение;
2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;
3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;
4) отказ от предоставления социальных услуг;
5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) участие в составлении индивидуальных программ;
7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;
8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
9) социальное сопровождение.

Что необходимо для получения стационарного социального обслуживания?
Приказом министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 № 1288 «Об утверждении Порядков предоставления социальных услуг» (в редакции приказа министерства социального развития Новосибирской области от 31.12.2014 № 1525 «О внесении изменений в приказ министерства социального развития Новосибирской области от 31.10.2014 № 1288») закреплен порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания является поданное гражданином или его законным представителем в письменной или электронной форме заявление либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в уполномоченный орган на признание нуждаемости в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг по месту жительства (форма заявления утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 № 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг»).
Уполномоченный орган разъясняет порядок приема и перечень документов, которые должны быть представлены для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социального обслуживания в стационарной форме социального обслуживания:
1) заключение врачебной комиссии медицинской организации о наличии (отсутствии) заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний, при наличии которых гражданину может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме;
2) документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт; свидетельство о рождении – для детей в возрасте до 14 лет; заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст подопечного – при отсутствии свидетельства о рождении; удостоверение личности офицера; военный билет и прочее);
3) документ, удостоверяющий личность представителя гражданина (при обращении представителя);
4) заключение врачебной комиссии медицинской организации о частичной или полной утрате гражданином способности к самообслуживанию и нуждаемости в постоянном постороннем уходе (для граждан, утративших способность к самообслуживанию);
5) страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования;
6) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (предоставляется по собственной инициативе);
7) пенсионное удостоверение (при наличии);
8) справка медико-социальной экспертизы и индивидуальная программа реабилитации инвалида (для граждан, являющихся инвалидами);
9) справка об освобождении из мест лишения свободы (для граждан, освободившихся из мест лишения свободы);
10) документ, подтверждающий отсутствие (наличие) судимости (предоставляется по собственной инициативе);
11) документы о составе семьи гражданина либо справка из организации, осуществляющей функции по управлению объектами жилищного фонда, о наличии жилого помещения у гражданина с указанием состава семьи, их родственных отношений с гражданином (выписка из домовой книги);
12) договор социального найма (в случае, если жилое помещение закреплено за гражданином на условиях договора социального найма);
13) правоустанавливающий документ на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Если право на жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, гражданин представляет правоустанавливающий документ на жилое помещение (предоставляется по собственной инициативе);
14) сведения о доходах гражданина и доходах членов его семьи за двенадцать последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг (для расчета среднедушевого дохода семьи и (или) дохода одиноко проживающего гражданина для предоставления социальных услуг бесплатно);
15) индивидуальная программа предоставления социальных услуг (при наличии действующей индивидуальной программы);
16) иные документы (сведения), подтверждающие наличие у гражданина обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, являющиеся основанием для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания (при наличии).
Для принятия решения о предоставлении социального обслуживания в стационарной форме в психоневрологическом интернате дополнительно следующие документы:
1) заключение врачебной комиссии медицинской организации с участием врача-психиатра, содержащее сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в иной стационарной организации социального обслуживания, а также об отсутствии (наличии) оснований для постановки перед судом вопроса о восстановлении дееспособности (для недееспособных граждан) либо о признании недееспособным (для дееспособных граждан);
2) решение суда о признании гражданина недееспособным (при наличии заключения врачебной комиссии медицинской организации о наличии оснований для постановки перед судом вопроса о признании гражданина недееспособным);
3) решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна над недееспособным гражданином;
4) акт органа опеки и попечительства о помещении гражданина в психоневрологический интернат, об освобождении ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного.
Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних являются:
1) личное обращение несовершеннолетнего;
2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних (далее – акт оперативного дежурного). Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.
6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
При непосредственном обращении несовершеннолетнего, а также на основании акта оперативного дежурного специализированное учреждение для несовершеннолетних осуществляет прием на социальное обслуживание немедленно.
Для принятия решения о предоставлении социального обслуживания в стационарной форме в детском доме-интернате для умственно отсталых детей дополнительно представляются следующие документы:
1) имеющиеся документы, подтверждающие социальный статус ребенка сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе:
а) свидетельство о смерти законных представителей (единственного законного представителя);
б) решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении родителей в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;
в) решение суда о назначении законному представителю наказания в виде лишения свободы;
г) документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;
д) заявление родителей (единственного родителя) о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;
е) справка об отбывании родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, либо о нахождении родителей в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
ж) копии справок из органов внутренних дел о розыске родителей;
з) иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения;
2) акт органа опеки и попечительства о помещении несовершеннолетнего гражданина в детский дом-интернат для умственно отсталых детей (для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых не назначены опекуны или попечители);
3) характеристика педагога или воспитателя на ребенка-инвалида;
4) решение органов местного самоуправления о закреплении жилой площади или о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
5) акт обследования санитарно-технического состояния жилого помещения, принадлежащего ребенку на праве собственности;
6) решение суда об ограничении или лишении несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами (в случае его вынесения);
7) заключение психолого-медико-педагогической комиссии о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии подопечного;
8) документы об образовании (при наличии, для подопечных школьного возраста).
При принятии решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании уполномоченным органом составляется индивидуальная программа.
Для определения в индивидуальной программе перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг уполномоченный орган направляет в министерство социального развития Новосибирской области запрос с приложением личного дела гражданина и индивидуальной программы. Определение в индивидуальной программе гражданина, признанного нуждающимся в социальном обслуживании, в качестве рекомендуемых поставщиков социальных услуг специализированное учреждение для несовершеннолетних, реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, центр социальной помощи семье и детям, осуществляется уполномоченным органом без согласования с министерством.
Министерство в порядке, определяемом приказом министерства, с учетом категории заявителя, степени утраты способности либо возможности к самообслуживанию, состояния здоровья, пожеланий заявителя и прочих существенных условий определяет перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, который оформляется в виде уведомления и направляется в уполномоченный орган. Исходя из содержащегося в индивидуальной программе перечня рекомендуемых поставщиков социальных услуг гражданин, признанный нуждающимся в социальном обслуживании, выбирает поставщика социальных услуг. При отсутствии свободных мест у поставщика социальных услуг, к которому гражданин обратился для предоставления социальных услуг, гражданин вправе встать на очередь для поступления на социальное обслуживание к указанному поставщику. В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в Новосибирской области, по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства.
При принятии на социальное обслуживание в стационарной форме гражданин (его законный представитель) предъявляет поставщику социальных услуг:
1) личное дело;
2) индивидуальную программу;
3) выписку из медицинской карты амбулаторного больного, включающую сведения о бактериологических исследованиях на группу возбудителей кишечных инфекций, дифтерию, венерические болезни (сифилис, гонорею), туберкулез и сведения о результатах исследований на яйца гельминтов, ВИЧ-инфекцию.
Результаты бактериологического исследования на группу возбудителей кишечных инфекций, дифтерию, исследований на яйца гельминтов, гонорею, действительны в течение 2 недель с момента забора материала для исследований; на сифилис, ВИЧ – инфекцию – в течение 3-х месяцев с момента забора материала для исследований; исследование на туберкулез, действительно в течение 6 месяцев для поступающих в организацию социального обслуживания психоневрологического профиля, для остальных – 1 год.
Документы представляются в подлинниках или копиях, заверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Какова плата за стационарное социальное обслуживание?
Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать семьдесят пять процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам, находящимся на социальном обслуживании в стационарной форме, по их желанию социальные услуги сверх объемов, определенных в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, на условиях полной оплаты по тарифам на социальные услуги, утвержденным департаментом по тарифам Новосибирской области.
Тарифы на социальные услуги определены приказом департамента по тарифам Новосибирской области от 29.12.2014 № 502-ТС «Об установлении предельных максимальных тарифов на социальные услуги, предоставляемые поставщиками социальных услуг получателям социальных услуг на территории Новосибирской области».
Условия предоставления социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания (бесплатно, за плату), размер платы и порядок ее взимания определяются в договоре о предоставлении социальных услуг, заключаемом между получателем социальных услуг (его представителем) и поставщиком социальных услуг. При изменении дохода получателя социальных услуг поставщик социальных услуг производит перерасчет среднедушевого дохода получателя социальных услуг.
В случае изменения установленной в Новосибирской области предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, а также изменения величины среднедушевого дохода гражданина, находящегося на социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания, изменения объема предоставляемых ему социальных услуг поставщиком социальных услуг производится перерасчет размера платы за предоставление социальных услуг гражданину, находящемуся на социальном обслуживании в стационарной форме социального обслуживания.
За период временного отсутствия гражданина в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, взимание платы за предоставление социальных услуг не производится, размер платы определяется поставщиком социальных услуг пропорционально количеству дней его фактического нахождения.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, стационарное социальное обслуживание предоставляется бесплатно

Каков порядок помещения инвалидов и ветеранов ВОВ в областные государственные стационарные учреждения социального обслуживания? Существует ли очередность для такой категории граждан?
Инвалиды и ветераны ВОВ принимаются на стационарное социальное обслуживание в соответствии с действующим законодательством во внеочередном порядке.

Кто может воспользоваться преимущественным правом приема на стационарное социальное обслуживание?
Во внеочередном порядке на стационарное социальное обслуживание в соответствии с действующим законодательством принимаются:
1) инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий;
2) участники Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах “а” – “ж”, “и” пункта первого части первой статьи 2 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ “О ветеранах”;
3) лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;
4) лица, подвергшиеся политическим репрессиям и признанные реабилитированными;
5) лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
6) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В первоочередном порядке на стационарное социальное обслуживание принимается супруга (супруг) погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Преимущественным правом на стационарное социальное обслуживание пользуются:
1) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период;
2) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
3) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
4) граждане, указанные в пунктах первом, втором и шестом статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.91 № 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”;
5) граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (пункт 12 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”);
6) граждане, указанные в статье 2 Закона Новосибирской области от 02.12.2010 № 27-ОЗ “О мерах социальной поддержки граждан, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”.

Кто имеет право на стационарное социальное обслуживание?
На стационарное социальное обслуживание имеют право граждане пенсионного возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению и признанные нуждающимися в предоставлении услуг в стационарной форме социального обслуживания.